— Какие три существенных изменения произошли после ухода с рынка зарубежных правообладателей?
О серьезных изменениях говорить пока рано, это станет понятно спустя полгода как минимум. Рынок в ожидании. Часть правообладателей продолжает работать, принимать платежи и отчеты. Они просто не утверждают новые товары и не заключают новые контракты.
— С некоторыми производителями лицензиары разорвали договора в одностороннем порядке. Что делать тогда производителям? Стоит ли им судиться?
Судиться, как правило, бесполезно.
Например, есть информация, что в договорах Disney был пункт об одностороннем разрыве контракта со стороны правообладателя, не предусматривающем никаких санкций. Получается, правообладатель ничего не нарушил. Кроме того, не очень понятно, куда направлять претензии, если компания больше не работает в России. Думаю, эти дела заведомо либо очень длительные, либо малоперспективные.
— Вы говорили о том, что некоторым после выплаты минимальной гарантии отказали в выдаче стиль-гида, хотя, многие бренды продолжают работать. Что тогда остается делать производителям?
Судя по существующей сегодня практике рынка – только пытаться договариваться с правообладателем. Я знаю случаи, когда после переговоров западный лицензиар соглашался не прерывать контракт и согласился молчаливо принимать роялти и отчеты.
— Сможет ли сейчас, в стадии спада покупательского спроса, лицензия помочь производителям детских товаров увеличить свои продажи? Можно ли назвать лицензию спасительной таблеткой для производителей детских товаров сейчас?
Лицензия будет работать, несмотря на спад спроса и кризис. Дети вне политики. Что бы ни происходило в стране и мире, им нужны яркие положительные эмоции. Это - детство, и ни санкции, ни кризис не в силах изменить желание ребенка иметь игрушку или футболку с любимым персонажем. Эмоциональный маркетинг отлично работает в детском сегменте в любые времена.
Другое дело, что сильно снижается покупательская способность родителей. Но все знают, что в России на детях экономят в последнюю очередь. Поэтому, конечно, рынок просядет, но сильно меньше, чем в отраслях, не связанных с детскими эмоциями.
— Есть попытка возврата зарубежного кино в российские кинотеатры через совместный показ российских и зарубежных кинолент. Возможен ли или существует ли параллельный импорт среди лицензий?
Вопрос параллельного импорта – непростой.
Юристы, с которыми мы консультируемся и регулярно проводим прямые эфиры в Telegram-канале Вестника, указывают на то, что в законодательной базе пока слишком много противоречий и недоработок. Каждую неделю вносятся дополнения и изменения в списки Минпромторга.
Законодательство по поводу параллельного импорта пока очень лабильно. Со стороны таможни поступает информация, что пока провоз лицензионного товара с изображением героев идет по старой схеме – с запросом всех документов.
Юристы, защищающие Интеллектуальную Собственность сообщают, что не приостанавливают работу по защите интеллектуальных прав, в том числе, зарубежных правообладателей. В этих условиях мы бы не рекомендовали дистрибуторам рисковать и везти параллельным импортом лицензионные товары.
— Есть ли возможность производителям сотрудничать с лицензиарами дружественных стран? Например, Китай - если он будет захватывать рынок лицензионных детских товаров, то насколько у нас развита практика сотрудничества с данным рынком?
Азиатские бренды давно и успешно работают в России, в основном, корейские. Азиатский контент, как правило, качественный и нравится российским детям. Скажем, один из популярных и успешных в лицензировании брендов – "Робокар Поли" – это корейская лицензия. Сейчас у азиатских правообладателей значительно вырос интерес к России как к перспективному рынку. Недавно на нас вышла одна крупная азиатская выставка лицензий с предложением сделать в России презентацию контента из Китая и Кореи. Думаю, у этого направления большие перспективы
— На каких три основных аспекта стоит обратить производителю при начале сотрудничества с лицензиаром?
Пунктов, конечно, больше, чем три. Но если по минимуму, то:
— На сколько обычно выдается лицензия? И от чего зависит стоимость лицензии?
Как правило, лицензионный договор заключается на 2-3 года, а стоимость зависит от категории товара и объемов производства.
— Какие санкции вводятся против производителя при нарушении правил использования лицензии?
Максимально - разрывается контракт, производителю запрещается продавать товар.
— Можно ли считать, что при покупке лицензии, производитель может забыть про продвижение своего товара?
Наоборот. Это частая ошибка начинающих лицензиатов, которые думают, что лицензирование – это волшебная таблетка. А потом, когда выясняется, что лицензия сама по себе не работает или работает недостаточно эффективно, они разочаровываются и больше не хотят экспериментировать.
Лицензия, скорее – это инструмент, которым надо уметь пользоваться, прилагать усилия. Конечно, крупные правообладатели сегодня обладают значительным ресурсом и для помощи с маркетинговыми акциями, я для вывода товара в ритейл, и для размещения на своих B2C ресурсах, но основные обязанности по продвижению товара остаются на производителе.
— Как вы думаете, что как может еще поменяться рынок лицензионных детских товаров?
Думаю, что на полках неизбежно вырастет число отечественных брендов, появятся новые сильные локальные бренды. «Потребительский патриотизм» неизменно растет. Касается это и рынка аренды брендов. Конечно, больше станет и азиатских лицензий.
Лицензиаты зарубежных брендов пока не ставят себе цель в кратчайшие сроки заменить иностранные лицензии российскими или азиатскими, большинство из них пока дорабатывают свои контракты с европейцами и американцами. Это период ожидания изменений и прояснения ситуации. Но по мере того, как контракты будут завершаться, придет время выбирать из тех лицензий, которые будут доступны. Или выходить за пределы правового поля и начинать торговать продуктом без официального разрешения иностранного правообладателя. И таких ситуаций я тоже не исключаю, но все же продолжаю надеяться на здравомыслие отечественных производителей. Кризис не может продолжаться вечно, а имидж компании такой подход испортит очень быстро и надолго.